Автомобильные стартеры УАЗ ремонт и устройство

Автомобильный стартер нужен для запуска двигателя. Двигатель внутреннего сгорания не может самостоятельно раскрутиться, ему нужно предварительно сжать топливовоздушную смесь и поджечь её. Сжимается топливовоздушная смесь при вращении коленвала двигателя. Чтобы раскрутить коленвал как раз и нужен стартер.

Для карбюраторных двигателей еще был кривой стартер. Это изогнутая рукоятка при помощи которой можно было завести двигатель, если исправна система зажигания и водитель достаточно сильный. По своей сути стартер - это простейший электромотор, с дополнительными функциями.

Автомобильный стартер

Конструкции автомобильных стартеров разных моделей очень похожи друг на друга.

Конструкции автомобильных стартеров

Устройство электрического стартера автомобиля УАЗ

Электродвигатель. Сюда входят: ротор (или как его еще называют якорь), внешние магниты, щеточный узел . Все это размещено в металлическом корпусе.

Корпус имеет форму стакана. На внутреннюю стенку корпуса, винтами, крепятся обмотки возбуждения (как правило четыре) совместно с сердечниками (полюсами). Однако в последнее время электромагниты заменяются постоянными магнитами, которые приклеиваются к стенкам корпуса.

Якорь стартера представляет собой ось из легированной стали, на которую запрессован сердечник якоря и коллекторные пластины. Сердечник имеет пазы для укладки обмоток якоря. Концы обмоток надежно крепятся к коллекторным пластинам. Коллекторные пластины расположены по кругу и жестко установлены на диэлектрической основе. Диаметр сердечника напрямую связан с внутренним диаметром корпуса (совместно с обмотками). Якорь крепится в передней крышке стартера и в задней крышке при помощи втулок, изготовленных из бронзы, латуни, реже из меди. Втулки одновременно являются и подшипниками.

Щеткодержатель вместе со щетками расположен около коллекторных пластин, через него подается рабочее напряжение на медно-графитные щетки, а затем на коллекторные пластины якоря. Щеткодержатель выполнен в виде диэлектрической обоймы с металлическими вставками, внутри которых находятся щетки. Контакты щеток (мягкий многожильный провод) при помощи точечной сварки привариваются к полюсным пластинам. Полюсными пластинами обычно являются хвосты обмоток возбуждения.

Втягивающее реле или тяговое реле устанавливается на корпус стартера. В корпусе тягового реле, в задней части находятся силовые контакты – пятаки, и подвижный контакт-перемычка, выполненные из мягких металлов. Пятаки представляют собой обыкновенные болты, запрессованные в эбонитовую крышку тягового реле. При помощи гаек к ним крепятся силовые провода от аккумулятора и от плюсовых щеток стартера. Сердечник тягового реле соединяется, через подвижное коромысло с обгонной муфтой, который так же называют бендиксом.

Обгонная муфта (бендикс) крепится подвижно на вал якоря и представляет собой роликовый механизм, который связан с шестерней зацепления с венцом маховика. Конструкция собрана так, что при подаче крутящего момента на бендикс в одну сторону, ролики, находящиеся в сепараторе выходят из пазов сепаратора и жестко фиксируют шестерню к наружной обойме. При вращении в противоположную сторону ролики западают в сепаратор, и шестерня вращается независимо от наружной обоймы.

Устройство стартера УАЗ 42.3708

Стартер УАЗ 42.3708

  • 1 – заглушка;
  • 2 – крышка со стороны привода;
  • 3 – ось рычага;
  • 4 – вал ротора;
  • 5 – шестерня привода;
  • 6 – привод стартера;
  • 7 – ротор;
  • 8 – промежуточная опора;
  • 9 – рычаг привода;
  • 10 – корпус;
  • 11 – обмотка статора;
  • 12 – полюс;
  • 13 – заклепка;
  • 14 – якорь тягового реле;
  • 15 – опорная шайба пружины;
  • 16 – пружина якоря реле;
  • 17 – корпус тягового реле;
  • 18 – удерживающая обмотка;
  • 19 – втягивающая обмотка;
  • 20 – пружина;
  • 21 – контактный диск;
  • 22 – крышка тягового реле;
  • 23 – пружина;
  • 24 – контактный болт;
  • 25 – вывод;
  • 26 – изоляционная втулка;
  • 27 – пружина щетки;
  • 28 – крышка со стороны коллектора;
  • 29 – уплотнительное кольцо;
  • 30 – стяжной болт;
  • 31 – защитный кожух;
  • 32 – щетка;
  • 33 – держатель щетки;
  • 34 – упорное кольцо;
  • 35 – стопорное кольцо;
  • 36 – упорная шайба;
  • 37 – обмотка ротора;
  • 38 – плунжер якоря реле;
  • 39 – изоляционная втулка;
  • 40, 41 – защитные колпаки;
  • 42 – коллектор;
  • 43 – втулка вала ротора;
  • 44 – буферная пружина

Принцип работы пусковой системы автомобиля и стартера УАЗ

Этапы работы стартера следующие: подача напряжения на тяговое реле, стыковка с зубчатым венцом маховика, запуск электродвигателя стартера, отключение электродвигателя, расстыковка стартера.

пусковая система автомобиля и стартера
Схема включения стаpтеpа:

  • 1 – выключатель «массы»;
  • 2 – аккумулятоpная батаpея;
  • 3 – дополнительное pеле стаpтеpа;
  • 4 – выключатель (замок) зажигания;
  • 5 – вольтметр;
  • 6 – контактный диск;
  • 7 – втягивающая обмотка;
  • 8 – удеpживающая обмотка;
  • 9 – тяговое pеле стаpтеpа;
  • 10 – стаpтеp

Более подробно это выглядит так: При включении замка зажигания и повороте ключа в положение запуск, замыкаются контакты дополнительного реле стартера и напряжение от АКБ подается на обмотку втягивающего реде. Напрямую, через замок зажигания, коммутировать ток на втягивающем реле нельзя, поскольку его сила достаточно большая.

Втягивающее реле начинает работать и приводит шестерню привода стартера в зацепление с маховиком двигателя. В своем крайнем положении сердечника реле через подвижный контакт замыкает силовые пятаки тем самым пуская ток от АКБ на плюсовой провод стартера.

Плюс стартера соединен с плюсовой полюсной пластиной и плюсовыми щётками. Минус по умолчанию подключен постоянно. После подачи тока вокруг обмоток якоря и обмоток возбуждения возникают магнитные потоки, которые направлены в одну сторону. Одинаковые полюса магнита отталкиваются друг от друга, так возникает круговое движение якоря.

Якорь начинает вращаться и приводит в действие маховик. Если двигатель автомобиля завелся, а ключ зажигания еще не отпущен, наступает момент, когда обороты двигателя превышают обороты стартера, в этом случае срабатывает обгонный механизм бендикса, что предотвращает поломку стартера.

Конструкция стартера может быть: с редуктором и без редуктора

Внутри редукторного стартера установлен, как правило, планетарный редуктор. Он в несколько раз усиливает крутящий момент.
Стартер с редуктором обладает следующими преимуществами:

  • - он более эффективен, обладает высоким КПД;
  • - потребляет гораздо меньший ток при холодном пуске двигателя;
  • - редукторный стартер имеет более компактные габаритные размеры;
  • - сохраняет высокую эффективность и превосходные эксплуатационные характеристики при падении силы пускового тока аккумулятора.

Принцип действия безредукторных стартеров заключается в непосредственном контакте с вращающейся шестерней.
Среди преимуществ такого устройства можно отметить:

  • - простоту устройства и более высокую ремонтопригодность;
  • - более быстрый запуск мотора, за счет моментального соединение с венцом маховика после подачи тока;
  • - стойкость в к высоким нагрузкам.

В настоящее время предпочтение отдается редукторным стартерам.

Устройство автомобильного стартера
Редукторный стартер устройство:

  • 1 - коллектор;
  • 2 - задняя крышка;
  • 3 - корпус статора;
  • 4 - тяговое реле; якорь реле;
  • 6 - крышка со стороны привода;
  • 7 - рычаг;
  • 8 - кронштейн рычага;
  • 9 - уплотнительная прокладка;
  • 10 - планетарная шестерня;
  • 11 - шестерня привода;
  • 12 - вкладыш крышки;
  • 13 - ограничительное кольцо;
  • 14 - вал привода;
  • 15 - обгонная муфта;
  • 16 - поводковое кольцо;
  • 17 - опора вала приво-да. вкладышем;
  • 18 - шестерня с внутренним зацеплением;
  • 19 - водило;
  • 20 - центральная шестерня;
  • 21 - опора вала якоря;
  • 22 - постоянный магнит;
  • 23 - якорь;
  • 24 - щеткодержатель;
  • 25 - щетка;

См. так же:
Пуск и остановка двигателя

УАЗ Патриот УАЗ Хантер УАЗ Буханка УАЗ Фермер УАЗ Патриот пикап УАЗ Патриот пикап тент

г. Москва 🛠 оставить заявку