уаз сервис

Дисковые тормоза на редукторные военные мосты УАЗ.


Сделал подборочку по дисковым тормозам на военные мосты УАЗ.

Уж три года как ставим дисковые тормоза на военные мосты. Все живы, все довольны. Недавно проверили на тормозном стенде машинку. Обслуживающий стенд инженер ПИКа был удивлен показателями: "...таких величин еще не видел."

Как правильно было замечено, ничего сложного нет. Диск СОБОЛЬ, супорт ГАЗЕЛЬ, шланги НИВА+ГАЗЕЛЬ, болты шлангов ГАЗ-3110. Теперь о несерийных деталях: переходник с уазовской тормозной трубки, трубки на шланг Нивы, проставка под суппорт, проставка под тормозной диск, шпильки колеса. Вместо тормозного щита вешаем проставку, на нее суппорт, на ступицу проставку и тормозной диск (иначе переходник получается сложной формы). Все по месту дорабатываем болгаркой :) В принципе все работает. Я боролся не за динамику торможения (которая НЕ изменилась!!!), а за простоту замены колодок... Правда, теперь машину не бросает, и колодок хватает надолго.

Личный опыт. Попросили добрые люди подсобить им на УАЗ с военными мостами дисковые тормоза сообразить под мелкосерийное производство :) В итоге была образмерена куча всякого железа и прокомпоновано:

  1. Установка тормоза от "Соболя" 2217 "в чистом виде" - прочерчены все его "втыки" в картер бортовой передачи и 15" колеса.
  2. Установка тормоза от 3160, в том числе на тормозном диске "Соболя". Втыков еще больше, плюс неудачное в плане разводки с бортовой передачей крепление скобы. Бесперспективно.
  3. Установка 2-х тормозов 2110 на тормозном диске 3160. Вариант отпал быстро - с тормозным диском диаметром под 300 мм с этими тормозами уже ничего путного не выходит, они на охват такого диска не рассчитаны даже с их доработкой, не выходящей за границы разумного.

В итоге было решено адаптировать тормоз от Соболя 2217, как вызывающий наименьшие проблемы. При этом по минимуму требуется доработка скобы тормоза - удаление технологического прилива на его цилиндре, с соответствующей выемкой под него в картере (точнее, его чугунной крышке) бортовой передачи. При радиальном зазоре между картером и тормозом миллиметра 3 остаточная толщина стенки картера того же порядка (картер фрезеруется или обдирается по шаблону болгаркой). Минимальное (оптимальное) требуемое увеличение вылета фланца ступицы под соболиный тормозной диск против штатного - 35 мм, при этом ребро фланца картера бортовой передачи (которым он стыкуется с поворотным кулаком) напротив цилиндра тормоза должно быть подфрезеровано до толщины 5 мм - только в этом случае гарантируется достаточный ход скобы тормоза, с возможностью износа внешней колодки до металла. При увеличении вылета фланца до 40 мм фланец картера уже можно не подрезать, но при этом получаем... втык самого суппорта в головки ступичных шпилек - если ступица штатная и на своем месте.

Было прокомпоновано четыре принципиально различных варианта установки диска тормоза 2217 на ступицу (из них три - раздеталировано):

  1. вариант с традиционной проставкой, закрепляемой на ступице (но уж больно мудреная получается, если не сверлить в тормозном диске для его крепления к проставке новые отверстия под винты впотай).
  2. вариант с упрощенной проставкой, играющей роль чисто дистанционной, с оригинальными длинными сквозными колесными шпильками (правда, пришлось изрядно повозиться с системой базирования шпилек, чтобы при случайном ослаблении затяжки их выламывало не быстрее штатных). Он в конечном итоге и воплотился в железе, при этом для повышения его надежности было введено дополнительное крепление проставки к фланцу ступицы болтами М10, вворачиваемыми в проставку со стороны ступицы - эти же просверленные напроход резьбовые отверстия использовались и для крепления к проставке тормозного диска штатными соболевскими потайными винтами.
  3. вариант с использованием "колхозной" ступицы (с оригинальным импортным сальником), имеющей где-то на 16 мм больший вылет фланца. Если помудрить с кронштейном тормоза, можно обойтись предельно упрощенной проставкой под тормозной диск толщиной всего 10 мм и, соответственно, серийными "длинными" колесными шпильками 3102 вместо штатных, но при этом ступичная муфта начинает слезать со шлицев хвостовика ведомой шестерни бортовой передачи на оставшиеся 9 мм вылета (до необходимых минимальных 35 мм), что не есть хорошо.
  4. наконец, вариант с использованием оригинальной цельноточеной ступицы, с фланцем сразу "в нужном месте" (предельно красиво, надежно, но... деньги за такую ломят... прикидывал даже комбинированную, с отдельной упрощенной собственно ступицей и отдельным фланцем для передачи крутящего момента с шлицевой муфты напрямую на шпильки, но себестоимость комплекта это реально не снижало).

Попутно было прокомпоновано несколько вариантов крепления суппорта тормоза. Требуемое расстояние от привалочной плоскости картера бортовой передачи под цапфу до привалочной плоскости суппорта - около 25 мм (при проставке под тормозной диск 35 мм), расстояние между отверстиями (под болт М12) крепления используемого суппорта - 140 мм, при этом линия, соединяющая центра этих отверстий, должна проходить на расстоянии 81 мм от оси колеса (тормозного диска). В этом случае тормоз максимально отодвинут от оси тормозного диска (позволяя по-минимуму раззазориться с картером бортовой передачи) притом, что его тормозные колодки еще целиком проецируются на поверхность тормозного диска, а до обода 16" колес еще остается достаточный зазор. Кстати, по этой причине был сразу забракован тормозной диск 3160 - хотя он позволяет обойтись проставкой на ступицу меньшей толщины, но его диаметр меньше на 6 мм соболиного, что в данном случае весьма критично в плане разводки тормоза с картером бортовой передачи.

Вариант с ушами под суппорт на самой цапфе был отброшен сразу, ввиду дикой металлоемкости и трудоемкости такой детали. Было прокомпоновано несколько вариантов кронштейнов тормоза, с различной его базировкой. В последнем варианте это простая пластина, зажимаемая болтами крепления цапфы поверх последней и образующая с сохраненным штатным тормозным щитом жесткую пространственную коробку (попутно тормозной щит выполняет роль грязезащитного щитка диска). При этом штатный штампованный маслосборный колпак цапфы не устанавливался - нужда в нем при таком тормозе полностью отпадает. С тормозного щита удалялись упоры под штатные колодки (засекались с тормозным диском). Шпильки крепления цапфы с кронштейном тормоза для начала были заменены на более длинные болты М10 класса прочности 8.8, какие удалось найти (которые, честно говоря, у меня вызывают мало доверия - большое желание парочку ближних к тормозу перерезать с М10 на М12х1,25).

Тормоз нормально компонуется на переднем мосту только позади оси колеса. При переднем расположении тормоза (кстати, в этом случае резко увеличивается нагрузка на ступичные подшипники при торможении) при износе колодок бобышка скобы под штуцер тормозного шланга практически упирается в шарнир поперечной рулевой тяги. Сзади тяги нет, но при повороте колеса до упора эта же самая бобышка оказывается аккурат напротив нижнего уха амортизатора - зазора достаточно лишь для подвода шланга с угловым штуцером типа переднего ВАЗ-2101 или нивского 2121. Резьба в бобышке М10х1, поэтому штатный ВАЗовский штуцерный болт не подходит (у него резьба М10х1,25). Аналогичная деталь с нужной резьбой применяется в электрофакельном устройстве двигателей ЯМЗ. Кроме того, аналогичную резьбу М10х1 имеет штуцерный болт с форсунок зиловского дизеля 5301, но он без кольцевой проточки (там она, видать, в самом штуцере), поэтому без соответствующей доработки ставить его тоже нельзя. Кстати, если для какой-нибудь серьезной нужды потребуется повесить на переднем мосту на один диск сразу по два таких тормоза (спереди и сзади оси колеса), то, видимо, у передней скобы по изложенной ранее причине штатную бобышку подвода ТЖ придется глушить и врезаться в ее цилиндр на приливе под прокачные штуцера, на свободном его нижнем платике.

По самому тормозному шлангу добавить пока практически ничего не могу - при пробном монтаже лишь выяснили, что длины "длинного" переднего тормозного шланга от "Нивы" недостаточно, чтобы дотянуться до точки крепления штатного шланга на раме. Наращивать шланг никакого желания - для начала буду разбираться, можно ли найти приемлемый вариант переноса точки крепления шланга на раме под такой нивский. В принципе вариантов решения проблемы здесь достаточно много. Принцип понятен - ни при какой "артикуляции" подвески и поворотах колеса шланг не должен натягиваться, должна быть исключена возможность его касания колеса, а если потребуется дополнительный кронштейн, то при пробое подвески ее детали не должны до него доставать. Для стыковки нивского шланга с уазовской гидротрубкой с 12 мм штуцером подходит стандартный москвичевский штуцер-переходник (на рынке тоже не дефицит и стоит копейки - специально точить не требуется).

Штатные 15" стальные колеса засекаются с такими тормозами вглухую. Проверяли возможность монтажа 16" стальных колес от Соболя и 3160 - расходятся вчистую, хотя и с небольшим зазором. 15" стальные колеса с отрицательным вылетом диска с большой вероятностью тоже могут монтироваться, поскольку ручей обода у них уходит наружу и тормоз может разместиться за ним, под внутренней полкой обода. Но возможность их монтажа надо проверять отдельно. Что любопытно, ручей одного такого распространенного американского 15" стального колеса по компоновке должен был расходиться с тормозом вчистую, а при монтаже было получено касание. Когда разобрались - выяснилось, что контур скобы при компоновке брался предельный по чертежу тормоза, а реальная деталь аккурат на величину расчетного зазора оказалась "пухлее" - то есть явный брак. Если такую не обдирать в чертежный размер, то варианта два - или подкладывать под розетку колеса поверх тормозного диска дополнительную дистанционную пластину толщиной миллиметра 3-4, или ставить сразу уже чуть изношенные колодки.

На заднюю ось, если на ней сохраняются штатные барабанные тормоза, между колесами и тормозными барабанами устанавливаются проставки той же толщиной (35 мм), для выравнивания колеи передних и задних колес.

Окончательного монтажа комплекта и испытаний пока не проводилось, поэтому вышеприведенная информация - чисто справочная, какие видимые проблемы возникают при тех или иных раскладах, дабы понапрасну не тратить время на тупиковые направления и не наступать на лишние грабли. Пока у меня есть полностью отработанный аналогичный комплект передних тормозов лишь на ЛуАЗ (с восьмерочным тормозом на заднем тормозном диске от 626 мазды) - у кого есть желание развлечься на эту тему.

А проставка кстати не 35 а 22 мм.
Такое может быть по трем причинам:

  1. Или пришлось снести фланец картера редуктора напроход,
  2. или зазор не учитывает возможность износа внешней накладки до металла. Это при том, что с цилиндра скобы снесли не только технологический прилив, но и ребрышко сзади,
  3. если недостающее добирается за счет толстого кронштейна тормоза, зажатого вместо 3-мм тормозного щита. Но тогда надо и этот размерчик упоминать, а то закрепит кто этот кронштейн поверх цапфы, а проставочку по такой рекомендации - 22 мм сделает, начальный зазорчик вроде есть, а когда со временем скоба враспор встанет и, к примеру, тормозной диск лопнет... вот это будут ГРАБЛИ... А все из-за того, что чуть не договорил...